Преображение Господне — один из двунадесятых
праздников Православной Церкви. Посвящен событиям, описанным в
Евангелии (см. Мф. 17, 1–13; Лк. 9, 28–36; Мк. 9, 2–12). После беседы о
Кресте и о славе Своего Царствия Иисус Христос, в бытность Свою в
Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери
Иаировой: Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и с ними одними пошел
на самую высокую в том месте гору — Фавор, чтобы там помолиться.
Взойдя
на вершину горы, Он стал на молитву, а ученики Его сели отдохнуть и от
утомления уснули. Во время этой молитвы произошло чудесное преображение
Иисуса Христа, и ученикам Его открылась слава Его как Единородного от
Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло, как солнце. Одежды Его
сделались белы, как снег, и заблестели, как свет. И из другого мира
предстали два величайших пророка: законодатель Моисей и ревнитель по
Богу Илия. Они явились в прославленном виде и беседовали с Иисусом
Христом о последних днях Его земной жизни, которую Он должен окончить в
Иерусалиме. Пробудились апостолы и увидели славу Его и двух мужей,
стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом, впрочем,
они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили
от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души и
воскликнул: «Наставник! Равви! Господи! Kак хорошо нам здесь! Если
хочешь, поставим здесь три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии».
Kогда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и
сошел из облака глас: «Это Сын Мой возлюбленный, в Kотором все Мое
благоволение; Его слушайте». Услышав этот голос, ученики пали на лица
свои от страха. Но Иисус Христос подошел к ним и сказал: «Встаньте и не
бойтесь».
Kогда они поднялись, то около себя никого уже не видели, кроме
одного Иисуса Христа. Когда сходили с горы, Иисус Христос повелел им
никому не рассказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не
воскреснет из мертвых.
Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью
начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе
Фавор храма, посвященного этому событию.
В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом,
т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально
к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее
зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным.
До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме
огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский
пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты,
освящение которых проводится в конце праздничной литургии.
Источник: http://pravkniga.ru |