Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / «Советские казаки» - кто они? Или на что способны полуграмотные идеологи «Казачьего народа». Часть 2

«Советские казаки» - кто они? Или на что способны полуграмотные идеологи «Казачьего народа».  Часть 2

01.12.2020 18:13
«Советские казаки» - кто они? Или на что способны полуграмотные идеологи «Казачьего народа». Часть 2

Перейти к началу статьи


Продолжая изучать содержание статьи В. Сахарова «СОВЕТСКИЕ КАЗАКИ» - КТО ОНИ? (ссылка - https://yurt-news.ru/казачество-ссср/), мы находим у него следующий литературный перл - после расказачивания, голодомора и «черных досок», «...во второй половине тридцатых годов, на фоне обострения международной обстановки, Стране Советов понадобились воины. В преддверии большой войны требовалась консолидация общества. И вот тут в Кремле вспомнили про казаков. В начале февраля 1936 года в центральной газете «Правда» вышла статья «Советские казаки». И в ней говорилось, что «основная и подавляющая масса казачества сжилась и сроднилась с колхозным строем, сжилась и сроднилась с советской властью, покончив с проклятым прошлым, когда казачьи районы, особенно Дон и Кубань, были оплотом контрреволюции и гнездом антисоветского саботажа. Казачество стало советским не только по государственной принадлежности, но и по духу, по устремлениям, по преданности советской власти и колхозному строительству... Уже в середине марта 1936 года в Ростове-на-Дону состоялись грандиозные торжества с участием донских, кубанских и терских казаков. Многим казакам, которые скрывали свое происхождение и жили в постоянном страхе перед репрессиями, внимание правительства и региональных властей пришлось по душе. Поэтому, когда началось формирование кавалерийских казачьих дивизий, на призыв послужить Стране Советов откликнулись многие. Люди хотели жить и стать полноценными гражданами общества, защитить свои семьи от произвола и обеспечить будущее детям. Можно понять - это нормальные желания любого человека. Тем более что жизнь рядовых станичников постоянно улучшалась, и здесь тоже нет ничего удивительного».

Если коротко, то общий посыл статьи В.Сахарова о событиях 1936 года, о начале кампании «За советское казачество» (полностью этот кусок мы не будем приводить, ссылка на всю статью дана) следующий - почувствовав «приближение большой войны в Европе», Сталин снял с казаков все ограничения на службу в РККА, начав формирование «кавалерийских казачьих дивизий».
Что здесь не так? Самая главная ошибка в этом, мягко говоря, устаревшем взгляде на казачью историю советского периода заключается в следующем - вопреки расхожему мнению, казаки служили в РККА задолго до 1936 года (об этом мы подробно упоминали в первой части нашего очерка - https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_68008).

Что же было на самом деле? Во-первых, признаем это, в 1932-1933 годах, после начала глухого брожения в территориальных частях, дислоцированных в Северо-Кавказском военном округе, когда молодые казаки стали получать из станиц полные отчаяния письма о голоде, был наложен негласный запрет на службу казаков в рядах РККА (кстати, оригинал этого документа в архивах до сих пор и не нашли). Но, как мы понимаем, действовал он весьма недолго - лишь несколько лет, два-три года. А у В. Сахарова и Ко - всегда, начиная со времен гражданской войны. Во-вторых, в 1936 году, уже существующим кавалерийским частям - и кадровым, и территориальным (новых при этом не создавали!), где служили казаки, у которых УЖЕ был комплект парадной формы образца 1926 года из серой черкески, бешмета, шапки-кубанки, бурки и так далее, добавили в название этих частей фразу «казачья» и присвоили НОВЫЙ ВАРИАНТ ПАРАДНОЙ ФОРМЫ образца 1936 года (темно-синяя черкеска и т.д.). Такие изменения коснулись целого ряда кавалерийских соединений, среди которых были и «кубанские» - 12-я территориальная кавдивизия Северо-Кавказского военного округа, ставшая Кубанской, и 6-я Чонгарская кавалерийская дивизия Белорусского военного округа, которая превратилась в Кубано-Терскую кавдивизию.

Что еще не так с текстом В.Сахарова? Дело в том, что подобные «казачьи» реформы в армии не стоит жестко связывать с «приближением большой войны» и желанием пополнить лихими казаками советскую «стратегическую конницу» - один из главных факторов советского варианта «блицкрига», «Теории глубокой наступательной операции».

В 1936 году была принята так называемая «Сталинская конституция» (на бумаге - самая передовая и демократичная в мире). Согласно ее содержанию, в СССР больше не оставалось никаких СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ для всех категорий советских граждан. Теперь ограничения на службу казаков в рядах РККА противоречили основному закону страны. Плюс еще один «неудобный» факт для «казакийских учонных» - едва создав «казачьи» кавалерийские части для участия казаков в «большой войне», руководство СССР стало сокращать кавалерийские подразделения (все подряд, не только со статусом «казачья») и к 1940 году, на волне дальнейшей механизации и моторизации армии, большинство советских конников стали танкистами и мотострелками.

Еще один исторический «прокол» В. Сахарова звучит так - призвав казаков на службу в ряды РККА, Советы развернули широкую пропагандисткую кампанию (что само по себе так). Ее «яркий образец... кинофильм 1939 года «Кубанцы». Фильм снят на Киевской киностудии. Сюжет предельно простой. Веселая и привольная жизнь кубанского коневодческого колхоза. Все строят коммунизм и готовятся сражаться за СССР против коварных внешних врагов. Но есть подлый скрытый враг. Это ветеринар Митрич, который выполняет указания недобитого белогвардейца есаула Сороки. Он вредитель и хочет погубить колхозный табун. Однако его раскрывают и потом в колхозе праздник, джигитовка и проводы молодых казаков на службу. Много пафоса и лозунгов. А в конце фильма парад «красного казачества» под «Песню Кубанцев», больше известную под другим названием – «Мы со Сталиным идем Сталинской дорогой». Все красиво и патриотично. Словно и не было расказачивания, не было Голодомора, не было «черных досок». Словно забыли казаки, как их советская власть уничтожала, морила голодом и высылала целыми станицами. А может и не забыли. Поэтому фильм про кубанских казаков снимали не на Кубани, а на Украине. Чтоб не мозолить недобитым казакам глаза обманом и очковтирательством».

Где тут историческая ложь? Ну, во-первых, фильм «Кубанцы», премьера которого состоялась 10 января 1939 года как раз в кинотеатрах Краснодарского края, был снят в Краснодаре и станице Холмской (!). Какая еще Украина Василий?! Тем более что это «казачье кино про вредителей», было дополнено еще и «оборонным казачьим кино» под названием «Станица Дальняя» (вышел на экраны в 1940 году), КОТОРОЕ ТОЖЕ снималось на Кубани (!). И, вопреки всем интеллектуальным высерам Васи Сахарова, в массовых сценах там снимались местные жители, кубанские казаки! Кто не верит - посмотрите фрагмент из этого фильма, размещенный в нашем сообществе - https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_2354.

Следующая «ценная научная мысль» В. Сахарова выглядит так: «На основании открытых данных можно увидеть общий состав обычной казачьей кавалерийской дивизии Красной армии и самостоятельно сделать выводы. Казаков и казачьих потомков не более 50 процентов, 30-40 процентов проживающие на казачьих территориях русские и украинцы, 20-25 процентов красные кавалеристы кадровых соединений. Во главе полков и дивизий, как правило, испытанные красные командиры-инородцы с опытом Гражданской войны и карательных операций, в том числе и против казачьего населения.

Главное - верный человек, желательно, замазанный кровью, чтобы не перебежал к противнику и держал казаков в ежовых рукавицах. Только представьте себе, что происходило. Назначить казакам командира, который против них не только воевал, но и уничтожал их станицы. До такого не всякий тиран додумается, а вот советское правительство смогло...». Далее, к числу таких «иногородних профессиональных палачей казачества», он причислил: командиров 4-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса Н.Я.Кириченко и И.А.Плиева; командиров 5-го Донского казачьего кавалерийского корпуса А.Г.Селиванова и С.И.Горшкова (правда, он - «из донских казаков, редкий пример среди советских командиров в казачьих частях»); командира 9-й Краснодарской пластунской дивизии П.И.Метальникова и других. Далее у В.Сахарова следует риторический вопрос: «И вот этих людей нам приводят в пример, как «настоящих советских казаков»?

Что тут сказать в ответ? Да ничего. Точно так же перечислить ряд фамилий. Например, наказной атаман Кавказского линейного войска Ф. Круковский (поляк, католик), который был буквально боготворим своими подчиненными; командир Лабинской казачьей бригады - П.Волков (гусар, ярославский помещик), два командира (в разное время) 1-го Лабинского полка - казачий войсковой старшина Коровин «из старых улан, причем жена, которого была француженка» и майор А. Иедлинский (выходец из Галиции, католик, подданный Австрийской империи), командир пластунской команды при начальнике Лабинской Линии А.Шпаковский (поляк, из морских гардемаринов). Думаю этих фамилий уже хватит, их еще десятки и сотни. И что особенно важно, тот же А.Иедлинский «был замечательным наездником и слыл даже между линейными казаками отменным джигитом...». Что здесь скажет Василий? Может, «Вы не понимаете, это другое»? Видимо да...

Дальше В. Сахаров, вслед за их командирами, пытается вымазать грязью рядовых советских казаков: «В дополнение к имевшимся перед войной казачьим кавалерийским дивизиям, за годы Великой Отечественной войны формировались добровольческие казачьи дивизии, которые позже становились кадровыми. Личный состав нес постоянные потери и если в начале боевых действий казаков в «казачьих» дивизиях было не менее половины, уже через год они становились меньшинством и составляли небольшое ядро. По той простой причине, что пополнение шло не из казачьих регионов, а откуда угодно. Особенно с учетом того, что многие казаки на Дону, Кубани и Тереке перешли на сторону немцев. О чем существует немало документов».

Многие значит? Ай да Вася, ай да сукин сын! А привести конкретные цифры в отношении количества «советских» и «немецких» казаков можно? Нет, этого нельзя. Тогда ложь автора, для которого группенфюрер СС А. Шкуро - «герой казачьего народа», будет слишком видно. Дальше еще лучше - оказывается такой «иногородний» принцип пополнения казачьих частей был из-за того, что «...к казакам со стороны советского командования проявлялось недоверие. И пополнение из станиц направлялось куда угодно, но только не в казачьи дивизии».

А еще Василия особенно возмущает тот факт, что среди «национального состава «казачьих» частей Красной армии были не просто «иногородние» русские и украинцы, а еще грузины, черкесы, азербайджанцы, казахи, осетины, туркмены, калмыки, башкиры, татары и, прости Господи... евреи!

В доказательство тому ряд цитат из мемуаров и длинный список «наиболее отличившихся воинов Донского и Кубанского казачьих корпусов». 4-й Кубанский корпус - Абеулов, Азыркин, Ачмизов, Живых, Ключников, Костылёв, Ловенецкий, Лютиков, Песков, Плахотя, Прохоров, Русин, Сологуб, Хохряков, Хусяинов, Челиков, итог: десять русских, два казака, татарин, казах, мордвин и адыг. 5-й Донской корпус: Белый, Иваньков, Иринин, Калмыков, Коротков, Кузнецов, Матущенко, Недорубов, Оганьянц, Огурцов, Рогов, Рыжаков, Савченко, Сапунов, итог: одиннадцать русских, два казака и армянин.

Молодец наш автор! Опять впору вспомнить пресловутое «Вы не понимаете, это другое». Значит такие же процессы, которые ПОСТОЯННО шли в среде казачества до революции - это нормально, а в советские годы - хитроумная политика Советов против «казачьего народа»?

О как их процессах идет речь? Возьмем для примера Черноморское казачье войско. Эх, не знал есаул Фома Гаджанов, этнический армянин, сподвижник полковника Тиховского, который храбро бился на Ольгинском кордоне в 1810 году, что он «ненастоящий казак»...

Как известно, черноморское казачество включало в себя людей самых разных национальностей и вероисповеданий. Например, люди «рожденные в законе иудейском». Один из них - бывший казак-запорожец, записавшийся в Черноморское войско, Степан Заводовский - отец будущего атамана Черноморского казачьего войска, генерал-лейтенанта Николая Заводовского.

В таком контексте будет весьма примечательна история известной черноморской казачьей семьи Бурносов. Основатель рода Петр Бурнос - поляк Пинчинский. В начале XIX века он усыновил абадзехского мальчика. Родной сын Петра Бурноса - Корней, взял в семью еврейского мальчика, а спустя несколько десятилетий приемный сын П.Бурноса писал по этому поводу так: «Василь Корнеевич Бурнос - поляк, я - черкес, а старовеличковский Бурнос - еврей».

Что тут скажешь после? Видимо большой молодец «казачий ученый» В. Сахаров, компетентный и адекватный. Но нет, так мы не скажем - какой «казачий народ», такие у него и «ученые»...

Продолжение...

Редакция интернет-журнала «Вдоль по Линии Кавказа...»


Источник: https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_68624

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 777 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: