12.02.2011 22:06 Выступление епископа Павлово-Посадского Кирилла перед группой священников Войска Донского (окончание) | |
Это окончание. Начало ЗДЕСЬ. Раздаются вопросы из зала по поводу мер, которые может применять батюшка к казакам, которые не ходят в Храм. Насчет мер по отношению к недисциплинированным казакам я думаю так: атаманы, руководящие казачьим обществом, иногда могут и приревновать к активным батюшкам. У вас теперь власти хватает. Лучше поэтому не вмешиваться в какие-то внутренние дела, не выпячивать своё мнение по каждому вопросу. Самое важное, что надо атаману обязательно говорить (или начштаба или помощнику), если профанация происходит по вашей линии, если нарушаются положения основных документов наших, а, главное, наших церковных норм. И такой работы у нас всегда будет достаточно. Кстати, давайте теперь по содержанию нашей работы пройдёмся в соответствии с методикой. Вот как у нас сформулировано название третьего раздела методики: «3. Содержание работы по взаимодействию атаманов отдельских казачьих обществ и священников, окормляющих отдельские казачьи общества (алгоритм совместного действия)». Здесь в первом подпункте о содержании мероприятий говорится: «Заключение договора о взаимодействии отдельского казачьего общества и прихода Русской Православной Церкви». Понимаете, вроде бы в Уставе есть наша позиция, есть наше отношение ко всему. Но Договор, конечно же, есть Договор. Он обязательно нужен. Второй подпункт: «Выборы товарища (заместителя) атамана, ответственного за духовно-просветительскую деятельность в казачьей среде». Это, конечно же, должен быть человек очень церковный. Близкий к батюшке. Чтобы они оба могли заниматься этой работой в полном объёме, на основе взаимопонимания, доверия и уважения. Повторяю, очень церковным! Чтобы он на службе всегда первым стоял. А если будет не такой, то, извините, какая тут может быть работа. Третий подпункт: «Формирование при штабе казачьего общества координационного органа (сектора) по духовно-просветительской работе в казачьей среде». Четвёртый: «Организационно-просветительская деятельность по заключению многосторонних соглашений с органами исполнительной и законодательной власти казачьего поселения, органами управления образованием, педагогическими коллективами с целью создания координационных органов по разработке и реализации программ духовно-нравственного, гражданско-патриотического и семейного воспитания среди казачьей молодежи». Пятый подпункт: «Подготовка и проведение казачьего круга с целью принятия обращения к властям о введении в каждом образовательном учреждении казачьего поселения предметов по изучению «Истории казачества» и «Основ Православной Веры». Действительно, не надо нам среди казаков, среди казачьих поселений разводить излишнюю дипломатию. Никаких «Основ православной культуры»! Должны быть «Основы Православной Веры»! Шестое: «Проведение организационно-разъяснительной работы (проведение казачьего Круга) по созданию условий для посещения праздничных и воскресных Богослужений членами казачьего общества и членами их семей». Тут, если надо, то Круг, а нет - то просто соответствующая моменту работа. Седьмой подпункт: «Реализация в казачьем сообществе православно-социального принципа «казак должен жить в венчанном браке». Тут, видите, готовый лозунг уже есть: «Казак должен жить в венчанном браке!». Не зря его в кавычки взяли. Это действительно лозунг, который надо прямо брать на вооружение. Теперь: «Проведение организационно-разъяснительной работы по созданию условий для совершения Таинства Крещения для всех детей казачьего поселения». Следующий: «Формирование традиции проведения «Праздника Крестин» с участием атамана (членов правления) казачьего общества». Ну, простите, конечно, здесь мы, может быть, всё это слишком подробно расписываем, разжевываем. Может быть, у вас всё это делается, как полагается. Но ведь примерно такое же содержание работы здесь и для атаманов, и для их помощников. Поэтому, в принципе, пусть это будет руководством и для вас, и для них. Всё-таки надо было, по нашему мнению, это подробно дать. Есть ведь и молодые священники, которые только-только пришли из семинарии. Им без такой методички будет тяжеловато. Десять: «Создание при штабе казачьего общества Православного просветительского центра с общедоступной библиотекой». Следующий подпункт: «Организация постоянно действующего катехизического лектория для членов казачьего общества и их семей по основам Православной Веры». Следующий: «Проведение организационно-разъяснительной работы (проведение казачьего круга) по созданию условий для совершения Таинства исповеди и Таинства Святого Причащения для всех членов казачьего общества и членов их семей». Мы облекаем всё это в приемлемую для восприятия казаками форму. А ведь вообще-то это обычная для вас работа. Обычные беседы по таинствам Церкви. Следующий подпункт: «Проведение праздников казачьего поселения «Рождество», «Пасха», «День народного единства», «Дни славянской письменности и культуры», «Георгиевские дни», «Александровские дни». Может быть, у вас там какие-то свои казачьи праздники есть – их тоже сюда же. Следующие подпункты: «Организация и проведение ежегодных казачьих фестивалей традиционной культуры»; «Организация паломнических поездок для казаков, членов их семей по святым местам»; «Организация летних православных казачьих лагерей для подростков казачьих поселений»; «Создание информационно-аналитической базы опыта духовно-нравственного, гражданско-патриотического и семейного воспитания в казачьем поселении»; «Освещение работы по взаимодействию прихода Русской Православной Церкви и казачьего общества в сфере духовно-просветительской работы в средствах массовой информации и сети Интернет (собственный сайт)». И последний подпункт раздела: «Формирование традиций: а) проведения казачьего круга с участием священноначалия и духовника, б) принятия Присяги членами казачьего общества, в) совершения благодарственных молебнов и иных треб в пределах казачьего поселения, г) поддержания общественного порядка на территории храмов и во время проведения Богослужений». Всё это, конечно, должно быть достойно, красиво, по-православному. Словом, как полагается. Примерно такое же содержание деятельности и у товарища (заместителя) атамана по духовно-просветительской работе и у священников, окормляющих отдельские казачьи общества. Вот, дорогие отцы, примерные основные направления духовно-просветительской работы с казаками. Мы находимся только в начале пути, поэтому я прошу вас смело высказывать свои пожелания, замечания, дополнения, которые мы постараемся учесть. Милости просим! Пишите нам, сдавайте свои записи, чтобы это всё было зафиксировано. Раздаются вопросы из зала по поводу стариков, взаимоотношений с ними, о работе со стариками и т.д. Согласен. Я думаю, что наладим обратную связь и решим вопрос. А я ещё раз вас прошу – пишите нам и сдавайте эти записи. Из зала раздаются вопросы об обрядовости и единого подхода к обрядам, чтобы здесь был единый взгляд и единые формы, чтобы не было разнобоя, но чтобы был единый обряд принятия Присяги. Безусловно, это важно, и мы как раз разрабатываем сейчас единый подход к ритуалу принятия Присяги. Из зала раздаются предложения о выработке различных войсковых традиций и обрядов, которые помогают воспитанию казаков, и о сбережении тех традиций, которые уже сложились в разных местностях, на хуторах и т.д. Священники говорят о том, что надо вырабатывать и единообразие и, с другой стороны, важно сохранять и свои местные традиции и обряды. То есть умело сочетать и то, и другое. Один из выступающих поднял вопрос о том, что есть реестровые казаки, которые пофамильно записаны, а есть те, которые, в зависимости от участия в религиозной жизни, учитываются просто галочкой. Поднят вопрос о наведении порядка в казачьих званиях. Здесь пока что большая неразбериха. Есть случаи присвоения себе званий генерала и даже генерала армии... Братья, у меня, к сожалению, времени мало. Простите. Я ещё раз хочу акцентировать ваше внимание на том, что у нас, у нашей Русской Православной Церкви, с отдельно взятой частью общества – казачеством - есть уникальная возможность заниматься целенаправленно воцерковлением. Я уже, как говорится, язык сбил, доказывая всем и разъясняя, что нет ни одной другой части общества сегодня в рамках Российской Федерации - ни врачей, ни ученых, ни педагогов, которые бы сами себя называли все дружно православными. Эти люди - хорошие или плохие, пьяные или трезвые - но все они говорят, что какие мы ни есть, но мы - ваши, мы - православные, мы - русские, мы - патриоты. Поэтому, плюс к тому, что они служивые люди, они живут и хотят жить в дисциплине, а значит, есть у нас с вами возможность реально заниматься с ними воцерковлением. Мы этим и так занимаемся со всеми членами нашего общества российского, но тут дело другое. Тут не пришел-ушел, и ладно. Тут надо и считать, и галочки ставить, и докладывать атаману, и опираться на ту структуру, которая вам будет помогать, и организовывать работу. И, вместе с тем, всё это должно проходить в рамках христианской любви, дабы не оттолкнуть людей от церкви формализмом. Значит, надо с христианской любовью, с душой, но кропотливо всё это делать, особо уделяя внимание детям, молодёжи. И если вот так вот всё это делать, то, я вас уверяю, что не только воцерковление, но и рост благосостояния, успех всей деятельности казачьих регионов будет просто колоссальным. Тем более, что, слава Богу, у вас и земелька есть плодородная, и людские ресурсы. Но всё будет, и я не устаю этого повторять, будет намного лучше, и наши казаки смогут стать локомотивом всего лучшего, всего передового в воспитании всего нашего российского общества. Ведь столько им сейчас уделяется внимания, сколько ни одной части общества. Не потому, что именно я этим сейчас занимаюсь, а потому что я это всё реально вижу. У меня здесь большинство прихожан - не казаки. Я всю жизнь не казаками занимался, но я всё это вижу свежим взглядом. На фоне медленного воцерковления нашего населения я вижу потенциал казачества. Давайте же потрудимся на этой ниве, и я уверен, что отдача будет колоссальной, что это приведёт к подъёму всего нашего российского общества. Вот на этом я бы хотел закончить. Желаю Божьей помощи. Все встают и вместе молятся Богородице. | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 0 | |