22.10.2019 18:04 Станет ли новой «новая» стратегия развития государственной политики в отношении российского казачества | |
Сетевое издание «Интерфакс-Россия» 8 октября, со ссылкой на заявление главы Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова, сообщило об ожидаемом завершении работы по созданию Всероссийского казачьего общества до конца 2019 года. Напомнив, что в 2020 году заканчивается срок реализации стратегии развития государственной политики РФ в отношении казачества, Баринов отметил, что все 11 реестровых казачьих обществ уже включились в работу по разработке стратегии на новый период. Почему только реестровые? Костяк казачества, имея ввиду и тех, кто активно участвовал в казачьем движении с начала 90-х годов и тех, кто включился в него позже, но знает чаянья и стремления казаков, их традиции, культуру и обладает соответствующим менталитетом, сохранился преимущественно именно в среде не реестрового казачества. Эти казаки подчас не входят вообще ни в какие казачьи организации и общества, но они, слава Богу, есть! КИАЦ уже приводил ссылки на источники, показывающие, что число этнических казаков в составе реестровых казачьих обществ составляет менее 1%. Даже, если учесть погрешности и неточности официальных данных, очевидно, что «реестровое казачество» не может представлять интересы казаков. Поэтому мнения «культурно-этнической общности» или «казаков по-рождению» — значит намного больше для развития и судеб казачества, нежели мнения граждан, «вступивших в казаки». Если отталкиваться от казачьих традиций, то участие в принятии наиболее важных решений казачьего круга могли принимать только этнические или потомственные казаки, а не вёрстанные или приписные. Тем более, что действующая Стратегия предусматривает «…рассмотрение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и органами местного самоуправления вопросов организации и деятельности казачьих обществ и общественных объединений казаков и выработка ими мер по совершенствованию их деятельности с учетом исторических и местных традиций российского казачества». Казачий Информационно-Аналитический Центр, в аналитических статьях «Мертвый сезон в российском казачестве» и «Возродилось ли и куда движется казачество России», показывал, что в решении задач по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, не все благополучно. Причем, серьезные проблемы, возникшие вследствии ее реализации, отмечались еще 6 лет назад: см. «Государственная политика РФ в отношении российского казачества в течение 20-ти лет: итоги». Уже тогда, в 2013 году, отмечалось, что «не работающие, или как их называют казаки – «мёртвые» – законы, указы и постановления в отношении казачества на сегодня являются основным достижением государственной политики РФ в отношении российского казачества за 20 лет». Одним из самых чувствительных ударов, приведших к раздроблению и потере казачеством своей способности к самоорганизации, стала политика деления казаков на «реестровых» и «общественников», с попытками дискредитации последних. Это привело к целому ряду негативных последствий, тормозящих реальное как возрождение, так и развитие казачества. Оно стало все больше превращаться в квазигосударственную структуру, основу которой составляют граждане, пришедшие в казачьи общества, чтобы работать «казаками» или нести псевдогосударственную службу в составе казачьих (народных) дружин по охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом. Об основных этапах реализации государственной политики по возрождению российского казачества хорошо написал доктор исторических наук профессор Герман Олегович Мациевский. В ней идет речь об основных этапах возрождения казачества, а также определении понятия «возрождение казачества», о центрах казачьего движения, о «Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999 - 2001 годы», которой окончательно определялся статус казачества. Как отмечается в работе Г.О. Мациевского, сами казаки под «возрождением» зачастую понимают возвращение к образу жизни, сложившемуся к концу ХIХ – началу ХХ вв. – «возрождение разрушенного казачьего уклада». По мнению некоторых исследователей данной проблемы, ещё продолжают существовать три альтернативы возрождения политической жизни казачества. Первая. Этнокультурная эволюция с организацией только лишь местного казачьего самоуправления, позволяющая сохранить «этнографические особенности» казаков. Вторая. Полная политизация идеи возрождения и включение её в общероссийский политический процесс посредством образования на базе казачьего движения различных политических партий. Третья. Превращение казачества в неформальную вооруженную силу для решения возникающих этнических конфликтов за счёт усиления «военно-корпоративной организации». Иногда предлагается и четвертый вариант: полный отказ от участия в политической жизни общества, создание культурно-просветительских объединений. Мациевский отмечает, что конечным результатом реализации Программы станет привлечение к концу 2001 г. к «выполнению в интересах государства обязательств по несению государственной и иной службы не менее 180 тыс. граждан Российской Федерации, являющихся членами казачьих обществ», придание движению за возрождение российского казачества «целенаправленного организованного характера» и «стабилизация социально-экономического положения и межнациональных отношений в отдельных регионах Российской Федерации». Несмотря на то, что, с момента написания этой статьи прошло 9 лет, сделанный в нем анализ остается актуальным и сегодня. Более свежий анализ был сделан Г.О. Мациевским в 2017 году. В научной публикации «ГОСУДАРСТВО И КАЗАЧЕСТВО: ПОИСК ПУТЕЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ» им делается вывод, что к концу рассматриваемого периода (конец 1980-х – первая половина 1990-х гг.) сложилось несколько подходов к логике его дальнейшего развития. Первый – возрождение казачества в качестве «народа» («культурно-этнической общности»), второй – в качестве «неосословия», военизированной структуры, предназначенной нести «государственную и иную службу». Очевидно, на сегодня преобладает второй подход. Ниже привожу отрывок публикации Г.О. Мациевского: Следующий Указ Президента Российской Федерации № 341 от 15 марта 1993 г. «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона и государственной поддержке казачества» определял военные аспекты возрождения казачества и стратегические линии поведения институтов государственной власти по отношению к казачьему движению. Согласно Указу, члены казачьих обществ имели право проходить военную службу в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил РФ, пограничных войсках, казачьих моторизованных воинских частях и частях оперативного назначения внутренних войск в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». В связи с этим Министерству обороны, Министерству безопасности и Министерству внутренних дел Российской Федерации предписывалось до 1 апреля текущего года утвердить перечень казачьих соединений и частей в «рамках существующих структур и численности Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных… и внутренних войск», внести до 1 мая 1993 г. предложения по присвоению казачьим соединениям и частям традиционных казачьих наименований и дополнению действующих законодательных актов нормами, предусматривающих учреждение казачьих воинских званий, парадной формы одежды и отличительных знаков. Также предполагалось в аппаратах силовых министерств создать структуры по делам казачества. На территориях компактного проживания казаков планировалось образование при органах общественного местного самоуправления добровольных невоенизированных структур для работы «по патриотическому и интернациональному воспитанию казаков, подготовке их к защите Отечества, развития технических и прикладных видов спорта, а также для участия в мероприятиях гражданской и территориальной обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и оказании помощи пострадавшим». Данный Указ вызвал много споров как среди казаков, так и представителей власти. Так, Председатель Совета национальностей Верховного Совета РФ Р. Абдулатипов при обсуждении вопроса «О неотложных мерах по сохранению конституционного строя Российской Федерации» на IX (внеочередном) Съезде народных депутатов Российской Федерации прокомментировал его следующим образом: «Названный указ оскорбителен прежде всего для казачества, потому что в конце ХХ в. роль этого народа, этой общности, фактически сводится к полицейским, жандармским функциям (здесь и далее курсив мой. – Г.М.)… Подобные действия разрушают российскую государственность. Я должен сказать здесь, я с величайшим уважением отношусь к казачеству, поддерживаю его реабилитацию, но ни один народ Кавказа, ни один другой народ России не согласится жить под нагайкой казака. Мы достаточно воевали с казаками в историческом прошлом, но сегодня мы соседи, хотим жить в братстве, и нечего нас науськивать друг на друга. Я обращаюсь сегодня к Президенту… с просьбой приостановить действие указа до дополнительных консультаций с субъектами Федерации и лидерами национальных движений Северного Кавказа. Иначе контролировать ситуацию в регионе будет трудно». В то же время Р. Абдулатиповым в адрес Б. Ельцина было направлено Письмо № 6-205 от 23 марта 1993 г., в котором также заявлялось: «Прежде всего не может не настораживать, что меры государственной поддержки казачества даются в нём (Указе № 341 от 15.03.1993 г.) преимущественно “в связке” с реформой военных структур и фактически нацелены на превращение культурно-этнической общности в социальный строй, поставляющий особые военные формирования…». В ответ для Совета министров – Правительства Российской Федерации была подготовлена записка за подписью заместителя председателя Госкомфедерации В. Михайлова, в которой сообщалось, что «по материалам письма… сотрудниками Госкомфедерации России совместно с работниками Совета Безопасности была проведена экспертиза оценки критических замечаний по ряду положений Указа Президента Российской Федерации № 341 от 15 марта 1993 г. …На состоявшемся 14– 15 сентября заседании Конституционного Суда Указ № 341 был признан соответствующим Конституции РФ». Таким образом, движение за возрождение казачества постепенно и целенаправленно трансформировалось государством: из малопредсказуемой самостоятельной общественно-политической силы, имеющей свои политические цели и задачи, в «военно-государственно-добровольно-общественную» организацию по образцу ДОСААФ или местных комитетов по гражданской обороне. В качестве «сословной привилегии» для казаков, проходящих военную службу, планировалось разработать Положение об «особом режиме пользования землями». Для облегчения управления казачьим движением Указ хотя и предусматривал участие казачества в органах местного самоуправления, вместе с тем предполагал «ответственность атаманов и членов казачьих обществ за невыполнение обязательств перед государством». Полный текст публикации можно прочитать здесь. Тема казачьей государственной службы в ряде источников иже набила оскомину (см. «Казаки на государственной службе. Что это значит?», «О государственном реестре и государственной службе российского казачества». Но к ней приходится все время возвращаться, поскольку она проходит как одна из самых главных в стратегии государственной политики в отношении казачества. Все вышесказанное еще раз подчеркивает необходимость провести анализ реализации стратегии и организации государственной и иной службы российского казачества. Соответствующее поручение на этот счет еще в 2015 году давал Президент Российской Федерации. В Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам государственной политики в отношении российского казачества (Пр-293 от 20.02.2015г.) входило:
Выполнено поручение или нет неизвестно. Докладов об этом в открытых источниках, по понятным причинам, нет. Что касается опрошенных по данному поводу некоторых членов Межведомственной комиссии по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, то им эта информация также не доводилась. Возникает вопрос, каким образом эта комиссия выполняет свои основные задачи, в числе которых:
Логично также предположить, что вновь разрабатываемая Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества должна опираться на закон о казачестве, принятие которого постоянно тормозится. Этот закон мог бы поставить точку в разрешении наиболее острых проблем развития казачества, либо окончательно его похоронить. Все зависит от того, кто будет принимать участие в его разработке и как будет поддержано его принятие. Заявления некоторых казаков о том, что такой закон не нужен – либо следствие недопонимания данного обстоятельства, либо сознательное предательство казачьих интересов. На Форуме КИАЦ в теме, где обсуждается проект Закона о казачестве, можно найти достаточно острые дискуссии по данному вопросу: В начале 90х я участвовал в разработке текста (проекта) подобного закона в составе коллектива казаков и привлечённых специалистов в области Права, депутатов разного уровня в контакте с Шахраем, Шумейко и т.п. Ельцин рассматривал такой проект. Выбросили в мусор из-за банального конфликта интересов чиновников власти и казаков. Вторично в нулевые года была вторая попытка через Думу внести подобный проект. Результат и причины отказа аналогичные. С 2005 года с нарастанием интенсивности законотворчества через Минрегион к 2009-2010 году регламент существования казачьих обществ вовсе переформатирован и по форме и по существу. Анонсированный Сталкером диалог с чиновниками Минрегиона не случился. И вот очередная волна законотворчества. Уверен, в соответствующих инстанциях, где прошла версия переформатирования даже смысла "русские - государство-образующий народ" на "русские - системообразующий народ" такие курьёзности как Вами отмеченные " используя такие слова как «казак», «казачка» или «казачество» авторы не умудрились дать, сколько бы убедительного толкования этих слов. Далее, упоминаемый в законе как территориальное образование «юрт», в перечне административно-территориальных устройств России просто отсутствует" нас всех и ожидают. Чисто по Райкину - запустят "дурочку" в лучшем случае. Никто, никогда захватив власть над территорией и населением добровольно её не отдавал и не отдаст. Такова реальность жизни. Крайние лет 10 Государство через законы и подзаконные акты настойчиво производило переформатирование Казачьего Движения этно-социальное по своим изначальным целям, лозунгам, задачам в квазигосударственные сообщества полиэтнические, поликонфессиональные согласно правоустанавливающим документам навязываемым людям. Эта подмена идей и будет в конечном итоге закладкой фугаса под межнациональное, межконфессиональное единство российской нации. Уважение прав репрессированного народа невозможно заменить некой фейковой идеей пиления бюджетных подачек искусственными образованиями с именем растерзанного народа. Это и есть красная черта для тысяч потомков не придуманных казаков. Квазигосударственные органы - http://isfic.info/talap/publis46.htm (quasi-autonomous non-government organization, quango). Организация в такой форме создается в случае, когда требуется получить правительственное финансирование под какой-либо проект и не попасть при этом под прямой политический контроль, т.е. не давать ежедневного отчета о деятельности организации и в то же время снять ответственность за ее деятельность с соответствующих правительственных чиновников. Для этого правительство назначает руководящий состав таких организаций и устанавливает основные направления их деятельности, оставляя все остальное на усмотрение руководства организаций. Чтоб не уходить в блудняк дискуссии... долгой и бесбазовой: Или госслужба или народ. Государство НЕ может привлекать народ на госслужбу по национальному признаку. Оно может и привлекает граждан к Госслужбе через Госструктуры, не взирая на национальность. А вот КАК-ТО суметь провести под Госслужбу юридические лица с словом "казачьи" - можно постараться. Но там тоже - невозможно ограничить вступление в КО по национальному признаку. Или может ГК РФ ещё... переработаем? И конституцию? О роли казачьих СМИ Могут ли казачьи СМИ внести свой вклад в решение затронутых выше проблемных вопросов организации и деятельности казачьих обществ и общественных объединений казаков и выработки мер по совершенствованию их деятельности с учетом исторических традиций российского казачества? Да, могут. При условии, что они будут выполнять не только функции информирования о тех или иных событиях, но также осуществлять сбор, хранение и обработку информации. Результатом такой работы должны стать статистические данные и аналитические материалы, подборки справочной и иной информации по важнейшим направлениям работы деятельности казачьих организаций. Иными словами, должны быть созданы информационные центры, обеспечивающие своевременной и безусловно полезной информацией соответствующие казачьи структуры. Этими структурами могут быть штабы организаций различного уровня, казачий кадетский корпус, спортивный центр, творческий коллектив или иная казачья организация. Для этого необходимо привлечь к своей деятельности интеллектуальный потенциал казаков там, где он еще сохранился. Быстрее и легче сделать один большой единый центр и сеть региональных информационных центров, что обеспечит их живучесть и учет особенностей различных мест проживания казаков. К сожалению, надежды на то, что эту работу можно будет проводить на базе Информационно-аналитической службы СКВРиЗ (см. информацию на сайте СКВРиЗ) не оправдались. Эта служба, после смены атамана в декабре 2018 года, была ликвидирована, не успев сорганизоваться. Сайт СКВРиЗ из создаваемой единой сети казачьих сайтов выпал. Медиа форум казачьих СМИ, который СКВРиЗ планировал провести в марте текущего года, постоянно переносится. Причина – отсутствие в штате организации соответствующей структуры, которая могла бы организовать серьезную работу по его подготовке. Без этой работы медиа форум не принесет особо заметной пользы. Попробуем найти другую платформу. В качестве таковой предлагается задействовать, как минимум, два комитета из Совета по делам казачьей интеграции Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии». Это экспертно-аналитический комитет и комитет по информации и созданию единого казачьего информационного пространства. Первый из них, при его создании, был объявлен своего рода «мозгом» всей структуры Совета. Поэтому разумно будет этот мозг «включить». Тем более, что его возглавляет казачий генерал Владимир Прокофьевич Громов. Он не только хорошо осведомлен в тонкостях государственной политики в отношении казачества, но и является истинным представителем той части кубанского казачества, которая не утратила своего казачьего менталитета. То, что Совет по делам казачьей интеграции никак себя с момента его создания не проявил – в данном случае особого значения не имеет. Он лишь дает некоторый формальный статус, который на начальном этапе поможет развивать саму идею. Фактически, вместо комитета по информации и созданию единого казачьего информационного пространства, работу будет вести Объединенная редакция казачьих СМИ «КИАЦ» (ОРКСМИ «КИАЦ»). Она медленно, но верно, движется к заявленным целям. Владимир Прокофьевич, с которым по этому вопросу на днях был предварительный разговор, идею объединения комитетов поддержал. Руководитель ОРКСМИ «КИАЦ» в начале октября встречался с Председателем Союза журналистов России Владимиром Геннадиевичем Соловьёвым. Он дал «добро» на проведение медиа форума или иного формата мероприятия для представителей казачьих СМИ в помещении Центрального Дома Журналиста. В помещении, что на Никитском бульваре, рядом с метро «Арбатская», имеются залы на 50, 100 и 200 мест. Он же готов на нашем мероприятии выступить, а также вручить награды достойным представителям казачьих СМИ, если, конечно, таковые найдутся. О планах по организации деятельности ОРКСМИ «КИАЦ» тем, кто этим интересуется, сообщалось. Работа идет и есть целый ряд практических наработок. Описывать их здесь не вижу смысла, поэтому перейдем к наиболее больному вопросу - о кадрах. Прозвучавшие со страниц КИАЦ общие призывы откликнуться тех представителей казачьих СМИ, блогеров и т.д., кто готов, засучив рукава, взяться за непростую, требующую определенного времени и сил работу, были услышаны лишь немногими. Два-три десятка энтузиастов-добровольцев, в данном случае, недостаточно. Сделаем по-другому. Ниже приведен перечень информации, которую предлагается прислать в ОРКСМИ «КИАЦ», а также тем и направлений деятельности, для которых необходимы инициативные партнеры. Все, кто включится в данную работу, будут рассматриваться как кандидаты для вхождения в объединенную редакцию казачьих СМИ. Кроме того, официальные предложения о сотрудничестве с объединенной редакцией, будут направлены в крупные общественные казачьи организации и СМИ, регулярно и непредвзято освещающие казачью тему. Аналогичные предложения поступят известным казачьим журналистам, писателям, блогерам, специалистам по созданию фото и видео контента. Набранная таким образом команда сможет, помимо текущих задач, разрабатывать в интересах казачества проекты и программы для их представления на предмет получения грантов и спонсорской поддержки. Вопросы, которые предлагается обсудить и дать по ним свое заключение и предложения:
Информация, сбор которой предлагается организовать одной из первых Сведения о казаках-ветеранах, прежде всего, из числа участников Великой Отечественной Войны, Героев России, военнослужащих, прославившихся своим служением Отечеству на занимаемой должности, заслуженных деятелях науки, искусства, спорта и т.д. Задачей объединенной редакции казачьих СМИ должно стать сохранение и передача казачьему сообществу их знаний и опыта, противодействие набирающим силу попыткам дискредитировать казаков, представить их «нагаечниками», малообразованными и грубыми маргиналами или националистами, склонными к насилию и алкоголизму. Нужно показать казачьей (и не только казачьей) молодежи достойных сынов Отечества, которым можно и стоит подражать. Они есть! Я в этом уверен и знаком с некоторыми из них. Список можно продолжить. Для начала сделаем паузу и посмотрим, какая будет реакция. В заключение приведу отрывок записи моего разговора по телефону с одним из атаманов, стоявшим у истоков возрождения казачества в девяностые годы и активно участвовавшим в этом процессе. Тем, кто помнит те времена, его фамилия хорошо известна, но я называть её не буду, т.к. с его стороны речь шла о том, что сильно поранило его душу и для посторонних ушей не предназначалось. Вот что он ответил по поводу современного казачества в ответ на предложение принять участие в работе, о которой шла речь выше: «Они абсолютно разрозненные, абсолютно ненавидящие друг-друга... Общность, к которой я, к сожалению, себя приписываю. И связываться с этой общностью… Вот есть круг близких людей… Вот это круг близких людей. А все остальные, это жадные, коррупционные (кто у власти), завистливые, ничего не хотящие делать… Вообще ничего. А если вдруг увидят, что у кого-то что-то получается, обольют троекратно грязью. И зачем с этим связываться? Только потому что мы генетически казаки? Это боль... Но это боль, которую разжигают искусственно, чтобы найти таких как мы с тобой дураков. Они их выискивают и они их полностью контролируют…». Прав он или нет, скоро увидим. Руководитель ОРКСМИ «КИАЦ» Алексей Зборовский | |
Автор: Алексей Зборовский | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 11 | ||||
| ||||