Воскресенье, 13:15
Главная » 2009 » Ноябрь » 25 » Традиционный III Республиканский семинар по Казачьему Спасу – «СПАС-2009»

Традиционный III Республиканский семинар по Казачьему Спасу – «СПАС-2009»

25.11.2009 12:22
Традиционный III Республиканский семинар по Казачьему Спасу – «СПАС-2009»
Пролетело лето. Вечер. На дворе солнце завершает свой дневной путь. Канет в лету последний день лета 2009 года. Можно мысленно оглянуться назад и подвести итог трёх непростых летних месяцев.
Одним из главных итогов является проведение III Республиканского семинара по традиционной физической культуре казаков и Казачьему Спасу. Несмотря на всем известные трудности, организационные и финансовые, Союз казачьих общественных объединений Казахстана, Союз казаков Семиречья организовали и провели семинар, который стал уже традиционным.
Когда произносится фраза «традиционная физическая культура казаков», очень часто встречаешь в лучшем случае непонимание. Но всякий здравомыслящий человек понимает, что у каждого народа были и есть и будут свои системы физического воспитания.

В детстве мы с интересом смотрели художественные фильмы про американских индейцев, восхищаясь их физическим совершенством. На всю жизнь запомнились имена Чинганчгук Большой змей, Виниту. Но точно такие же жизненные условия, а иногда и тяжелее, были и у жителей Сибири, Дона, Кубани, Урала и Терека. И чтобы выжить, приходилось быть не менее ловкими, сильными, выносливыми. Сейчас уже известно, что у племён в жаркой Африке есть свои системы воспитания подрастающего поколения. Среди племён Африки особенно выделяются мужчины племени Массаи. Эти гиганты, почти двухметрового роста, считаются хозяевами жарких прерий Африки.
Известна такая система воспитания и подготовки у казахского народа. Жителям Казахстана сейчас предоставляется возможность видеть эти народные традиции по телевидению. Регулярно проводятся конные скачки – байга, народные игры, такие как кок-пар и другие. Возрождаются традиционные виды борьбы: казахша-курес, жетпе-жек. Много внимания уделяется народным промыслам, что отрадно видеть в выставочных центрах и магазинах. Это востребовано современными жителями Казахстана. Растёт мастерство людей, возрождающих национальную культуру и обычаи, ведь для этого тоже надо время.
  Возрождение казачьей культуры – задача самих казаков. Никто не придет со стороны и не сделает за нас то, что мы должны были сделать сами. Здесь хочется добавить горькую шутку одесситов Ильфа и Петрова, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих.



Более тридцати лет мне пришлось потратить на то, что бы собрать и систематизировать материал по казачьей военной науке. За это время проехал тысячи километров, встречался и разговаривал с сотнями людей. Участвовал в семинарах, ездил по традиционным казачьим станицам Уч-Арал, Маканчи, Зайсан, Курчум и г. Жаркент еще в бытность службы в пограничных войсках.
Сейчас уже уверенно могу сказать, что труд не пропал даром. Свидетельством тому служит то, что многие мои воспитанники состоялись в жизни: счастливые семьи, хорошие дети, ну и нельзя не сказать, что многие из ребят закончили высшие учебные заведения, работают на больших должностях и имеют высокие звания.
Мои слова подтверждает множество звонков со всего Казахстана, в которых молодёжь высказывает просьбы руководству Казачьих организаций о регулярном проведении семинара, для различных регионов.
Так о чём же идёт речь. Что включается в содержание проводимых традиционных семинаров.
Сначала хотелось бы сказать, что это не просто отдых на природе. Это напряжённый педагогический процесс. В день от восьми до десяти – двенадцати часов как теоретических, так и практических занятий. Процесс, где нет места расхлябанности и недисциплинированности. Это переход в новый образ жизни.
В основу семинара положено изучение народной традиционной системы здорового образа жизни и выживания, носящей в нашей культуре обобщённое название «Здрава». Так это называлась в общерусской традиции. В казачьей традиции это называлась казачья наука или коротким словом Спас, более современное название Казачий Спас.
Современные исследователи условно разделяют Спас на три части, хотя это совершенно условное деление, а именно: лековальный Спас (своды гимнастических упражнений для укрепления и поддержания здоровья), обережный Спас (система оберега и безопасной жизнедеятельности) и воинский.



Для молодёжи вся эта система была оформлена в традиционные народные игры, состязания и танцевальные упражнения.
Поэтому на семинаре основное внимание было уделено народным системам воспитания, играм, сказкам. А их великое множество. Такие как салочки, царь-горы, казаки-разбойники, цап-царап, карусель, полёты на руках и т.д. Именно игровой подход позволяет представителям молодого поколения почувствовать уверенность в своих силах, снять внутренние зажимы и укрепиться для жизни в наше непростое время.
Проигрывая сказочные сюжеты, входя в образы персонажей, молодые казаки открывали для себя внутреннее содержание народных преданий. Обретали новое миропонимание, укрепляясь телесно и духовно.
Состязательное искусство на семинаре осваивалось с опорой на традиционное танцевальное умение. Кто знаком с народными танцами, у того не возникает никаких вопросов. Известно, что танцы подразделяются на обрядовые, праздничные, хороводы, женские, мужские смешанные и т.д. Отдельным рядом стоит танец мужской - героический. Вот на это и делался акцент. Ведь недаром созвучны слова ПЛЯС (танец) и ПЛАСТ (один из танцевальных элементов), с целым подразделением казаков, а именно КАЗАКОВ – ПЛАСТУНОВ.
А уже на этой основе выстраивалось освоение гимнастических упражнений, сведённых в комплексы. В казачьей традиции они называются СВОДЫ. Участники семинара освоили упражнения для активизации внутренних сил, пробуждения организма, танцевально-динамический комплекс, комплекс пластической гимнастики и комплекс динамической гимнастики «Коло». Всё это объединяется древней гимнастикой носящей название «Свиля».
Это позволило уже на третий день семинара, бестравматично организовать состязательные виды деятельности. Стенка на стенку, в традиционном народном праздничном варианте, сцеплялка - свалка, гусеница ручеёк и другие виды состязательного искусства были освоены ребятами без особых трудностей.
На семинаре продолжилась работа по изучению древних систем продления жизни и оздоровления организма. В Казахстане, насколько мне известно, впервые был опробован древний тренажёр ПРАВИЛО, только с ударением на второй слог. Впервые упоминания о нём встречаются со времён Русской Православной Церкви Святого Сергея Радонежского. В названии станка – тренажёра точно отражалось его назначение – выправить плоть человека, вернуть его в первоначальное состояние силы и здоровья, а значить и исправить его духовную сущность.
Первые впечатления у участников семинара самые необычные, но работы здесь предстоит много. Ведь без освоения древнего учения о жилах, на данном тренажёре делать нечего. А это долгая и непростая работа.
Воспользовались мы и замечательной возможностью, которая нам предоставляла горная местность. Было время выделено для того, что бы участники семинара освоили азы горной подготовки. Научились вязать элементарные верёвочные узлы, организовывать страховку в горных условиях, уяснили простейшие элементы скалолазания.
Нельзя не упомянуть о тех замечательных часах, когда ребята собирались у костра в вечернее время. Они оставили неизгладимое впечатление. Ведь там, в свободной манере можно было обсудить все вопросы, которые так волнуют молодёжь. Остро шло обсуждение таких непростых проблем современности, как алкоголизм, наркомания, табакокурение. Однозначно все участники семинара поддерживают политику Почётного Верховного Атамана казаков Казахстана, Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева о формировании и укреплении среди молодёжи здорового образа жизни.



Удивительная природа наших гор, невыразимая в словах: трава по пояс, аромат разнотравья, палитра красок на горизонте – все придавало необыкновенный колорит семинару, будило природную основу в человеке, заставляло учащённо биться молодые сердца.
Участники семинара высказали слова благодарности Верховному Атаману Союза казачьих общественных объединений Казахстана, казачьему полковнику Ю. Ф. Захарову, атаманам казачьих общественных организаций Казахстана за те усилия, которые позволяют третий год подряд проводить подобные семинары. Такие семинары стали уже традиционными и вне всякого сомнения способствуют патриотическому воспитанию молодёжи, подготовке их к службе в Вооружённых Силах Республики Казахстан, формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.
В следующем году определён следующий график проведения семинаров на территории Республики Казахстан: третью декаду июня мы планируем собраться у уральских казаков, третью декаду июля у казаков Степного края, а во второй декаде августа семинар будут организовывать казаки Семиречья. На то есть желания казачьей молодёжи и добрая воля руководства казачьих общественных объединений.


Руководитель семинара,
начальник управления по работе с молодёжью СКООК,
атаман СКС С. Машканцев

Категория: Семиреченское казачество | Просмотров: 1165 | Добавил: Урядник | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]