Воскресенье, 09:07
Главная » 2009 » Декабрь » 9 » СПАСение в бою

СПАСение в бою

09.12.2009 12:35
СПАСение в бою

Продолжаем разговор о казачьей науке. По прошествии определённого времени после первой публикации о семинаре, по традиционной казачьей культуре и "Казачьему Спасу" проявилось желание продолжить разговор на эту тему. Поводом служат многочисленные просьбы казачьей молодёжи с регионов Казахстана. Да и в последнее время наблюдается повышенный интерес к теме казачьей науки в средствах массовой информации. Встречаются серьёзные публикации, серьёзные исследования, или публикации которые опираются на родовые традиции и знания, передающие через века.

 



Мне хотелось бы рассказать читателям, с чего начинается обучение традиционной казачьей науке, какие принципы положены в основание педагогического процесса. Если кто-то из искушённых читателей и найдёт в моих мыслях повторение чьих-то высказываний, пусть не судит строго.

Всё изначально начинается с устроения Православного мировоззрения у обучаемого. Да и тренировка начинается с молитвы, где звучат слова: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, отныне, и присно, и во веки веков".

Организация движения на тренировках тоже опирается на триединство, на знание трёх плоскостей, которыми возможно условно поделить человека. Так, сагитальная плоскость (ось) делит человека условно на правую и левую половинку. Фронтальная плоскость - на переднюю и заднюю половинку, а горизонтальная плоскость на верхнюю и нижнюю половинки. Знание этого позволяет обучаемому двигаться самому и оценивать движение относительно трёх плоскостей.

Казачий Спас - это прежде всего мировоззрение. Овладеть "Спасом" - означает овладеть сказкой, где мало места, так привычной нам очевидности, где белое - белое, где чёрное-чёрное, и где дурак всего лишь дурак. Мышление "Спаса" неочевидно. Здесь сломаны привычные житейские шаблоны и стереотипы. Здесь совершенно другая мерка ценностей.

Слава и Правда - главные казачьи ценности. Слава - это показатель силы обучаемого. Она создаётся и приобретается путём кропотливого труда. Проходит один, два месяца и в разговорах учеников начинает звучать оценка труда наиболее усердных и умелых. Неумех никогда не жаловали в общине, а в Спасе они даже опасны. И вот почему. Основная идея Спаса это спасительство. Христос – он Спаситель. Спас – это не искусство войны. Это искусство спасения.

Правда - это основной нравственный ориентир казака, это заповеди Божьи и казачьи, это Православное учение Иисуса Христа - Спасителя. Всегда учили старейшины казачат, жить по Правде, а не по Кривде. "Казак - правдивая душа, ни рубахи, ни кунтуша!" Если живешь по правде - тебе и Слава!

Главной основой казачьего «Спаса» является, борьба с Кривдой и утверждение Правды. Вступая на этот нелегкий путь, казак должен был ни на секунду не забывать старинного завета:

«Кто будет Кривдой жить, тот отчаянный от Господа,

Та душа не наследует себе царства Небесного!

А кто будет Правдой жить, тот причаянный по Господу,

Та душа наследует себе Царство Небесное».

Если посмотреть на способы обучения, то все эти принципы мы найдём в играх, в которых обучение и воспитание проходило. Именно там в играх воспитывалось обостренное чувство справедливости. Когда за "хлюзду" могли поколотить, а то и вовсе объявить "Бойкот" и изгнать из ватаги.

Изначально учим использовать как можно больше движений. Сначала в пешем положении. Условно всё это подразделяется на "подвал" - упражнения на полу (сидя, лёжа, в перекатах), упражнения в стойке и упражнения в прыжках (вышнии, крышнии движения, движения на крыше). Основную трудность в обучении преодолевают ученики в две, три недели. Она выражается в ассиметричной работе полушарий головного мозга. Так, как у нас работа на тренировках обоерукая, то это вызывает определённую трудность. Как только ученики её преодолевают, всё становится на свои места.

Преодолеть данное препятствие позволяют простые упражнения, которые сведены в группу упражнений "Маятники". Учились раньше естественно, не на специальных тренировках, а в быту. Например, на покосах. Хотя были и специальные "Практики". Кто хоть раз держал в руке косу, и принимал участие в этом действе, знает, что физическая сила там особой роли не играет. Если двигаться силой, то через полста метров от тебя ничего не останется. Там большое значение играет автоматические движения корпусом вправо и влево. Исторических названий этих движений много: "покач", "гока" и т.д. А в целом, это наиболее оптимальные движения, где расходуется примерно 30 процентов физической энергии тела, а всё остальное решает состояние сознания.

Если попробовать объяснить по простому манеру передвижений в казачьем Спасе, то самый яркий образ - это удар нагайкой. Этот образ реализуется в следующем порядке; одна часть тела является - "рукоятью", другая - "плетью", третья - "шлепком с пулькой". Устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие и их комбинации лежат в основе движений в Спасе. А код их перевода лежит в стандартизированных плясовых элементах.

Кстати, ПЛЯС - древнейшая система, которую практикуют казаки-пластуны ещё с ордынских времён Батьки - Батыя. И казачьи пляски - это просто-напросто демонстрация приёмов ПЛЯСА.

КАЗАЧОК - казачий национальный танец, со сложными, подчас акробатическими движениями. Многие скажут - это всего лишь танец. Но попробуйте сравнить движения этого танца с фигурами казачьей джигитовки. Если Вы способны улавливать физические движения, то без труда найдёте много общего

Завершая наш короткий экскурс в Мир Спаса, хотелось бы пожелать всем, кто хранит, кто старается возродить древнюю казачью науку милости Божьей, и выразить надежду, что разговор будет иметь продолжение. И Слава Богу, что мы казаки!

 

Начальник управления по работе с молодёжью СКООК, Атаман союза казаков Семиречья войсковой старшина Сергей Машканцев



http://kazkurer.kz/kazachata/90-2009-12-09-09-23-56.html

Категория: Казаки и молодежь | Просмотров: 1309 | Добавил: Урядник | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]