Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

Главная / Казаки – национальность, сословие или состояние души!? Часть 2.

Казаки – национальность, сословие или состояние души!? Часть 2.

27.05.2019 11:24
Казаки – национальность, сословие или состояние души!? Часть 2.

(Продолжение. Начало см. здесь)


Казачья государственность.

Возможно ли такое, чтоб какое-то отельное сословие имело свою государственность? А казаки имели свои государства – республики, которые через посольства общались с другими государствами: Речью Посполитой, Московским царством, Крымским ханством, Молдавским государством, Османской империей, Швецией и другими, заключали договора и союзы, вели войны, торговали. С усилением Российской государственности все казачьи республики были уничтожены и преобразованы в казачьи войска, а позже в области.

Казачья государственность ненадолго возродилась во время гражданской войны 1917 – 1922 годов. Были созданы казачьи республики: Всевеликое Войско Донское 1918 -1920 год, Кубанская Народная Республика январь 1918 – март 1920 год, Забайкальская Казачья Республика август 1918 – ноябрь 1920 год, Оренбургский Казачий Круг декабря 1917 – январь 1920 год и другие. Эти государства имели свои парламенты (войсковые круга), свои правительства, свою армию, суд, флаг, гимн, свою валюту и т.д. То есть все признаки государственности. Возможно, ли хоть одному сословию создать своё государство? Думается, нет! Эти казачьи государства возникли вынужденно из - за беспредела и анархии возникшей после свержения законного царя Николая второго. Бывший атаман Всевеликого Войска Донского Краснова Петра Николаевича в своей статье «Казачья самостийность» Берлин 1922 года писал о том, что оторвать казаков от России невозможно.

Тоже самое произошло после распада СССР, когда осенью 1991 года были самопровозглашены несколько казачьих государственных образований: «Донская Казачья Республика», «Терская Казачья Республика», «Армавирская Казачья Республика», «Верхне-Кубанская Казачья Республика». Созданные эти республики в конце 20 века явно были национальные, а не сословные. Возможно, если бы государство поддержало эти республики, то и не было бы ни каких чеченских войн и массового переселения русскоязычного населения с Северного Кавказа.

В настоящее время в некоторых кругах СМИ говорят о создании отдельной страны Казакии. Территориально рамки этой страны определяют Доном, Кубанью и Тереком, так как это территория Присуда, Старого (Дикого) поля. Хотелось бы понять, почему из границ казачьего Присуда вычеркнули Днепр, Волгу, Яик (Урал)? Али это не исконные казачьи земли, али Хортица колыбель Сечи перестала ей быть из -за того что, Сечь была уничтожена Екатериной второй? А как быть с землями освоенными казаками? Сибирью, Дальним Востоком, Семиречьем? В моем понимании «Казакией» можно назвать всю территорию, которая когда-либо была освоена казаками и присоединена к Российской империи или хотя б территории 11казачьих войск.

В наш современный век, когда все объединяются, отделять себя от Русского мира было бы чрезвычайно недальновидно и опасно. Наши предки не были глупыми, что пытались объединить силы с Московским великим княжеством, а позже царством. Как в песне поется вместе, и жить, и работать веселей. Была бы Русь чужда не стали бы казаки грудью на защиту Руси.

Тяжело казакам как раньше, так и сейчас. То цари геноцид проводят (при подавления К. Булавина) и в сословья определяют, то большевики устраивают поголовное уничтожение. И в наш век всемирной демократии казачий народ должен доказывать то, что он есть. Не признают казаков за народ. До сих пор не исполнены законы о территориальной и социальной реабилитации казаков. Принижается роль казачьего народа в истории России. И некоторые, смотря на это, уходят в радикализм, говоря об отделении казаков от России. Но разве можно из тела вырвать сердце? Сможет ли сердце жить без тела али наоборот? Нет, конечно!!! Но почему ж тогда повсеместно только и слышно: «Что казаки? Такого народа нет». Не это ли приводит к радикализму? Мы есть, а нас не видят или не хотят видеть. Вспоминаются слова одной казачьей песни.

Что же ты сделала матушка Русь?

Чем пред тобой казаки провинились?

Иль защищали мы плохо тебя?

Или в церквах за тебя не молились?

Помни родная, мы дети твои!

А дети на мать обижаться не могут!

В трудное время ты нас позови,

И казаки как один все помогут!

Помни всегда, что беда не беда,

Если казак у границ твоих будет.

Он защитит и накормит тебя,

Помни о нем, он тебя не забудет!

Почему казаки говорят о Казакии? Возможно, ещё по тому, что у казаков нет уверенности в Москве. Нет уверенности, что Москва не бросит казаков на Кавказе, да и не только на Кавказе как это произошло во время распада СССР. Яицкие (уральские), семиреченские казаки оказались за рубежами нашей родины, 25 миллионов русскоязычного населения, были предоставлены самим себе и подверглись гонению. В самой России в Чечне и Ингушетии казаки подверглись геноциду и были вынуждены покинуть исконно казачьи земли. Возможно ли повторение такого сценария? Думается, что в нашей стране возможно всё и нужно быть готовым ко всему!

Отдельная от России Казакия - это абсурд хотя бы, потому что не найдется такого количества казаков для создания независимого государства. Говорить о создании отдельного государства от России могут либо враги казачьего народа, либо не дальновидные люди. Создание Казакии сразу же вовлечёт это государство в вооруженный конфликт со своими соседями. А вот говорить о казачьей автономной республике в составе России мне кажется нужно. Почему якуты, адыги, татары, буряты имеют свои республика, а казаки нет? Ведь по закону о реабилитации народов от 26 апреля 1991 года казаки имеют право на территориальную реабилитацию. Почему ж это закон не исполнен? Можно обвинять в этом кого угодно, но думаю, в этом виноваты в первую очередь мы, сами казаки.

Кто-то может сказать, что количество казаков настолько малочисленно, что ни о какой автономии и речи быть не может. Хотелось бы таким гражданам указать на республику Адыгея, где адыгов 30% от населения. А меж тем они после развала Советского Союза из автономной области, входившей в Краснодарский край, смогли добиться создания Республики Адыгея в рамках РФ, несмотря на то, что в республике они находятся в национальном меньшинстве.

Казаки вне Присуда.

Давайте же посмотрим на то, кем считали себя казаки, которые по тем или иным причинам покинули своё отечество. А таких групп казаков было не мало.

Одно из ярких доказательств того, что казаки - народ, а не сословие - это казаки Некрасовцы. Эта группа донских казаков вынужденно в 1709 году, после подавления восстания Булавина, ушла с Дона на чужбину в Османскую империю. Их потомки, спустя века, вернулись на родину и как триста лет назад, сейчас считают себя казачьим народом.

В 1775 году по приказу Екатерины второй Запорожское войско было уничтожено. Часть казаков ушло в Османскую империю и там основали новую Задунайскую Сечь. После начавшийся русско-турецкой войны 1778 – 1791 годов большинство казаков вернулось, и из них было создано Черноморское войско, которое в последствии было переселено на Кубань. Но не все казаки вернулись. Окончательный переход Задунайской Сечи на сторону России произошёл в 1828 году во время очередной русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов. В течение 50 лет казаки за рубежом сохраняли свою самоидентичность и после принятия российского подданства были поселены на берегах Азовского моря. Из них было создано Азовское войско. Основная часть казаков этого войска служили на флоте. В обязанностях войска было наблюдение за Черноморским побережьем. Азовское войско выставляло вооружённую флотилию из 29 мелких судов. Позже в 1865 году Азовское войско было упразднено, а желающие состоять в казачьем сословии были переселены на территорию Кубанского войска.

Советская власть и ликвидация казачества.

В 1917 году 10 (23) ноября Советская власть, ЦИК советов рабочих и солдатских депутатов издало декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, куда и причислили казаков. С 29 февраля по 6 марта 1920 года в Москве состоялся первый всероссийский съезд трудовых казаков, на котором повторно издали приказ о повторном упразднении «казачьего сословия». На съезде присутствовало 466 делегатов: от Оренбургского войска- 169, от Донского – 122, от Сибирского – 79, от Семиреченского - 4, от Кубанского – 2, от войсковых частей – 51, от иногородних – 11. Остальные войска представлены не были. Самое интересное оказалось в том, что, упраздняя казачье сословие, советы отнесли его к национальности. Во всех анкетах казаков в графе «национальность» ставился прочерк. Что же из этого вытекает, что казаки люди без национальности, интернационалисты и вненациональны? Если первоначально на территориях проживания казаков были созданы национальные по своему составу советские республики, то позже казачьи земли были разделены по другим административным единицам.

Объявляя об уничтожении казачьего сословия, советская власть, тем не менее, создавала вооруженные казачьи части, которые участвовали в войне на стороне большевиков. По данным некоторых исследователей на стороне большевиков, в гражданской войне, в Красной армии служило 20 процентов казаков. Казаками была укомплектована 2-я Донская сводная казачья кавалерийская дивизия. Были созданы вооруженные части, получившие названия Червонного (Красного) казачества. Получается, что советы, создали сословные военные части, или это всё-таки были национальные формирования? Такие же национальные части Советы формировали из китайцев, латышей, башкир, киргизов и других народов. Но даже те казаки, которые поддержали советскую власть, и привлекли не малое количество казаков на её сторону, не нашли благодарности с её стороны. Миронов, Сорокин были расстреляны. В 1925 году в результате военной реформы, отменившей всеобщую воинскую повинность, в Красной армии были ликвидированы те, немногочисленные воинские части, которые назывались казачьи.

С приходом к власти Гитлера, в 1933 году и создании напряженной международной ситуации советское руководство вынужденно усиливать свою армию. В 1936 году 15 марта казаки Дона, Кубани и Терека обратились к Сталину с письмом о желании служить Советской власти. А 20 апреля того же года с казаков были сняты ограничения по службе в рядах Красной армии. И 23 апреля 1936 года по приказу наркома Ворошилова ряд кавалерийских дивизий получили название казачьи: 10-я Терско-Ставропольская территориальная казачья дивизия, 12-я Кубанская территориальная казачья дивизия, 4-я Донская казачья, 6-я Кубано-Терская казачья и т.д. Специальным актом было восстановлено ношение, ранее запрещенной казачьей формы. К концу Великой Отечественной Войны в РККА находилось два казачьих корпуса: 4-й гвардейский кавалерийский Кубанский казачий корпус и 5–й гвардейский кавалерийский Донской казачий корпус. Получается интересный факт. С одной стороны, Советская власть объявила о ликвидации сословий и казаков, как сословия, а с другой стороны она создает казачьи военные части.

Советы временно возрождают этнические казачьи территории.

Так же весьма странным нахожу тот факт, что советская власть с одной стороны ликвидировала казаков, как сословие, а с другой стороны создавала целые административные этнические казачьи территории.

В 1924 году советская власть решила пойти на очередной эксперимент, «в согласии с волеизъявлением народностей» и «в целях скорейшего развития классового самосознания национальностей» упразднялась и расчленялась по национальному признаку Горская АССР. Были созданы Чеченский, Ингушский, Северо-Осетинский, Кабардино-Балкарский, Карачаево-Черкесский Автономные Округа.

А также появилась административная единица под названием Сунженский казачий округ. В Декрете ВЦИК об упразднении Горской АССР отмечалось, что Сунженский округ, автономная административная единица, состоит в непосредственном подчинении всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и управляется Съездом Советов и избираемым им исполнительным комитетом, действующим на правах губернского исполнительного комитета. В состав округа, общая площадь, которого ограничивалась 1185,5 кв. км. вошли два района Слепцовский и Терский. Согласно результатам переписи 1926 года по Северо-Кавказскому краю, более 70% населения Сунженского округа составляли казаки. Практически одновременно с созданием Сунженского казачьего округа с правами современной «национальной республики» создаются казачьи районы на территории Северо-Кавказских национальных автономных областей. Так в 1924 году в Карачаево-Черкесской АО формируется «Баталпашинский район». Около 65% населения этого района были казаки.

В 1925 году в Северной Осетии был создан «Притеречный район». Постановлением президиума ВЦИК № 333 гласило: «Организовать в составе Северо-Осетинской автономной области Северо-Кавказкого края самостоятельный казачий округ (на правах района) с центром в станице Ардонской. В состав нового округа включить: Змейскую, Ардонскую, Архонскую, Николаевскую, хутор Ардонский». Всего в округе на территории 329 кв. км проживало около 20 тысяч жителей, 70% из них были казаки. Главным отличием казачьего административного образования от других районов было то, что он «ввиду особых условий имеет право сношения с краевым центром, минуя Северо-Осетинские власти».

В Кабардино-Балкарской АО в том же 1925 году был образован «Казачий район» в составе станиц Пришибской, Котляревской, Александровской с подчиненными им населенными пунктами. Территория округа насчитывала 285 км кв. с население 9355 человек из них 70% были казаки. На заседании третьего пленума ЦК Кабардино-Балкарской АО председатель Облисполкома Бетал Калмыков заявил следующие: «Казачество не является чужим народом, вклинившимся в наши земли, а есть частица нашей области. Надо будет организовать немедленно Казачий ревком и торжественно открыть Казачий округ на Котляревской. Надо дать им возможность самоуправляться и наряду с этим помочь им средствами. Пусть об этом нашем самостоятельном Казачьем округе по всему Северному Кавказу говорят».

Формирование вертикали Советской Власти в казачьих автономиях имело свои характерные черты. В административных органах, милиции и прочих органах самоуправления были преимущественно казаки. Несмотря на то, что право избирать и быть избранными лишались определенные категории граждан, все равно станичники голосовали, как правило, за крепких хозяев, которые не могли быть угодны Советской Власти. Ужесточение требований и расширения круга лиц, лишенных избирательных прав, не давали ожидаемых результатов и приводили к тому, что в местах управлений казачьих районов находились люди, неудобные для Советской Власти. Нередко случалось, что милиционеры-казаки оказывали негласную поддержку антисоветскому подполью. Все это привело к тому, что казачьи автономии просуществовали недолго. Все они были ликвидированы с официальной формулировкой экономической отсталости, раздутости штатов управления и необходимости укрупнения и интернационализации административно-территориальных образований. В 1927 году прекратил свое существование Казачий район на территории Кабардино-Балкарии. В 1929 году был ликвидирован Сунженский округ. В 1931 году Притеречный округ был переименован в район и вошел в полное подчинение властей Северной Осетии. В том же 1931 году был упразднен Баталпашинский район. Многие руководители казачьих районов были расстреляны под разными предлогами.

Перепись казаков в СССР.

В 1926 году была произведена первая перепись в СССР. Северо-Кавказский Краевой Исполнительный Комитет принял решение об учете людей, причисляющих себя к казакам на территории края. Это решение было опротестовано ЦСУ СССР, затем поддержано ЦИК СССР, принявшим соответствующие постановление. В состав Северо-Кавказского края входили Армавирский, Донецкий, Донской, Кубанский, Майкопский, Сальский, Ставропольский, Таганрогский, Терский, Шахтино-Донецкий округа, автономные города Владикавказ и Грозный, Адыге-Черкесская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаевская, Северо-Осетинская и Чеченская автономные области, Сунжинский и Черкесский автономные округа. Население Северо-Кавказского края в 1926 году насчитывало 8 363 500 человек. Казачьему народу себя причислило 2 301 900 человек, что в процентном соотношении по краю, составило 27,52%. Это была первая и последняя перепись в СССР, где казаки указывались как национальность.

Казак – состояние души?

Некоторые из людей говорят, что казак - это состояние души. И в этом я отчасти могу с ними согласиться, так как каждый человек, любой национальности имеет душу. Но у еврея это состояние души одно, у француза другое, а у казака третье. Как понять состояние души определённого народа. Конечно же, по его культуре, по его обычаям и традициям, по его песням, танцам, сказкам, пословицам и поговоркам. И ещё, говоря о «казаках по состоянию души», следует учитывать непостоянство данной категории, т.к. оно может меняться под воздействием определённых факторов и жизненных событий. Сегодня поступил как казак, а завтра как немец или еврей.

Казачий язык: гутор и балачка.

Казаки имеют свою территорию расселения, свою культуру, обычаи, традиции, свой разговорный язык - гутор и балачка, то есть все, признаки народа, нации. На данном этапе казачий язык в своей массе ассимилировался в великоросский и малоросский языки. Вспоминаю своё детство и как «учил» свою прабабушку говорить правильно, по-русски, как в школе учили. Ассимилировали нас и учили правильно говорить, правильно думать, правильно верить (от обезьяны люди пошли). Это сейчас понятно, что язык то другой был. Но дело сделано, язык почти утерян.

Вильгельм Гумбольдт, один из основателей современной лингвистики, писал: «Язык есть, как бы внешнее проявление духа народа, язык народа есть его дух. Строение языков у человеческого рода различно, потому что различными являются и духовные особенности народов». Своеобразен был язык казачий. Историк Сухоруков В.Д. характеризовал казачий язык как смешение великоросского и малоросского языка с большой примесью татарских и калмыцких слов. Некоторые считают казачий язык диалектом то ли великоросского, то ли малоросского языков.

Диалект – это разновидность языка, которую используют на конкретной территории. Так существуют «окающие» и «ыкающие» наречия и говоры. От этого слово не меняется. В казачьем же языке присутствуют слова, которые мы не найдем в великоросском языке.

«Они уихали давеча всей кагалой, а я ноня сам до куреня шкандыбаю».

Однако, чем же отличаются казачий гутар и балачка от великоросского и малоросского языка? Конечно же, это славянские языки. Давайте рассмотрим отличие гутора от великоросского языка.

  1. Одна из ярких отличительных черт, характерных для гутара – отсутствие среднего рода. Там, где мы видим его в русском и украинском, в казачьем он принимает формы женского или мужского: мясо – мяса, яблоко – яблок, небо – неба…
  2. Отличительная черта гутара – синтетическое словообразование, характерное для германских и романских языков. Так, вместо «отвечать» казак скажет «держать ответ», испугаться – «возыметь страх», умирать – «смертушку приять», разорять – «чинить разор», побить – «дать бубней». Смысловые поля строятся вокруг целой группы вспомогательных глаголов: держать, приять, чинить, возыметь… Исследователь-донец Николай Бубнов насчитал десять подобных глаголов.
  3. Интересна топосная и хроносная структура (представление в языке места и времени). Это будущее и предбудущее (с вспомогательной частицей зарас), характеристики положения: сбочь (сбоку), обочь (близко сбоку), под (внизу), под низом (ещё ниже) и т. д. и т. п.
  4. Сложная система указательных местоимений: утэтот – этот, утэн – этот, более отдалённый, утот – тот, энтот – тот, но находящийся дальше и т. д.
  5. Специфическая фонетика с мягким «г», смягчённым «т» на конце слов (бегить, мотыляить) и т. д.
  6. Особая падежная система, где многие существительные и местоимения склоняются иначе, чем в русском языке. Напр., по-русски я-меня-мне-меня-мной-мне, на гутаре: я-мине-мине-мине-мной-мине. И во многих иных формах сливаются дательный и родительный падежи – возможно, дальнейшие исследования укажут, что гутар имеет иную, более упрощённую падежную систему
  7. Наконец, лексический состав, изученный наиболее подробно: большое количество слов с тюркскими (майдан, калган, кабарга), готско-германскими (вакан, рдянай, хата), кавказскими (кунак, адат) корнями.

Что скажут пословицы и поговорки.

В таких казачьих пословицах как: «Казаки от казаков ведутся», «Казачьему роду нема переводу», «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть», «Слава Богу, что мы казаки» явно преследуется мысль, в которой казаки пытаются обособить себя от остальных народов и сказать, что мы казаки, мы другие, не хуже и не лучше вас, а просто другие. Лично для меня концовка поговорки «… казаком нужно быть» в настоящее время гораздо больше значит, чем «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать…». Многие рожденные по роду казачьему, забыли о том, что они казаки и ассимилировались в другие народы. То есть потеряли они дух казачий, менталитет казачий. Другие же став казаками или родившись ими попав в пучину чиновничества, власти и золотого тельца перестали быть носителями казачьего духа свободы и воли став послушными и покорными исполнителями того что им сверху укажут. И поэтому многие казаки по духу, но не по крови мне, гораздо ближе, родовых и природных, которые потеряли казачий дух, водку хлещут, да чинами и медалями обвешиваются. Возможно, нам казакам, нужно снять свои погоны да медали, чтоб хоть как-то отделить себя от того огромного потока ряженых, которым видать только и хочется покрасоваться на улицах наших городов!?

Давайте же попробуем сравнить казачьи и великоросские пословицы и поговорки.

Казачьи пословицы и поговорки

- Добрая война лучше худого мира

- Мужик врага ждет, казак врага ищет

- И про единого казака война будет

- Краше умирать в поле, чем в бабьем подоле

- Береженного Бог бережет, а казака сабля

- Здравствуй царь в Москве, а мы казаки, на вольном Дону!

- Не тот казак, что водою плывет, а тот, что против воды

- Руби меня, сабля татарская, но не смей бить, плеть боярская

- Що буде, то буде, а казак панщины робити не буде.

- Пришли казаки с Дону, тай прогнали панив до дому.

- Где тревога, туда и казаку дорога.

Великоросские пословицы и поговорки

- Худой мир лучше доброй брани

- Враг выскочил в поле, всем наделал горя

- Один в поле не воин

- Тишь да гладь - Божья благодать

- Волю неволя учит.

- Береженного Бог бережет, а не береженного черт стережет

- Воля Божья, а суд царев

- Неволя пьет медок, а воля водицу

- Волю дать - добра не видать

- Не в воле счастье, а в доле.

- Боле воли - хуже доля.

- Жить по воле, умереть в поле

- На барщину иду - на солнышко гляжу: не пора ли домой

- Где тот Бог был, когда барин мужика колотил.

- Не бойся неволи, а бойся воли.

- В тревогу - и мы к Богу, а по тревоге - забыли о Боге.

Возможно, есть и другие сравнения, но здесь ярко выражено различное отношение к жизни казака и великоросса. Казаки никогда не были крепостными крестьянами вся их жизнь, а значит и менталитет был отличен от жизни белоруса, великоросса, малоросса.

Казачья танцевальная культура.

Казачья танцевальная культура так же отличаются от великоросской. Казак – это в первую очередь воин. Поэтому танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми шагами, резкими взмахами рук, ног, а также упражнения с оружием. Достаточно часто мужчины во время танца упражняются с саблей или шашкой, кинжалом, что требует высочайшего умения и мастерства.

В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и выпрыгиванием. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков.

В самом начале своего зарождения гопак исполнялся исключительно мужчинами и являл в своей природе боевой танец. Все движения, используемые в этом танце, на самом деле были боевыми выпадами, подсечками и сабельными ударами. Бесконечные вращательные повороты и перекаты, также использовались в сабельном бою, в качестве уходов от атаки противника. Этот танец был своеобразным показателем ловкости, силы, мужества и тренированности воина. В нем очень часто изображались самые настоящие сцены боя. Гопак – это комплекс сложных приемов акробатики, проигрывание сцен ведения боя. Не зря говорят, что «казак пляшет, как на коне скачет». Было принято считать, что чем лучше танцует казак, тем он лучше воюет. Гопак иногда использовался для того, чтобы настроить войско на единое решение. Намного позже гопак начали танцевать и в прилегающих к Сечи городах, после чего он распространился на всю левобережную часть Украины. Здесь уже разрешалось участвовать в танце и женщинам, однако ведущая роль все также принадлежала мужчинам. Женские движения – более плавные и легкие.

Сродни гопаку, но в более простом и веселом исполнении – это танец Казачок. Он дополнен лирикой, в нем отсутствуют сложные трюки. Исполняется Казачок парами, основывается на свободной импровизации, хотя, как любой другой танец имеет свои основные элементы и последовательность движений. Этому легкому танцу присущи игривость, флирт, романтика. Сходство с гопаком лишь в плане соперничества, но это не соревнования в силе и ловкости, а, скорее, демонстрация своих способностей завлечь партнера

Казаки – свободолюбивый народ, предпочитающий независимость всем остальным благам цивилизации. Все это также отражается в их танцах различных видах лезгинок. В терских и кубанских станицах лезгинка была самым распространенным танцем. Выпрямленная спина, вращение вокруг оси, а также перемещение по танцевальной площадке по большому пространству. Очень ярко проявляется работа ног именно в казачьих танцах. Танцевальные движения вприсядку, высокие выпрыгивания вверх, шаги, притопы, удары пяткой в пол и т.д. В отличие от великорусского женского танца, казачьи танцы являются более энергичными и свободными. Девушки буквально «летают» по сцене как лебеди. Их движения отличаются смелостью и даже дерзостью. Отличительная черта – положение рук. Как правило, руки либо подняты как у птицы, либо упираются кулачками в пояс.

Великоросский танец.

В великоросском танце в отличие от казачьего движения имитируют движения животных и птиц, а в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Связь великорусского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Если у казака танец это элемент боевой подготовки, то у великоросса это отображение его крестьянской жизни. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связанны с обрядами. В научной литературе существует много подходов к классификации великорусских народных танцев. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые они исполняется, по количеству исполнителей, в соответствии с рисунком танца, по движениям в танце.

Трудно представить казака, который идет в хороводе с шашкой и кинжалом и поёт «во поле берёза стояла». Сам менталитет, образ казачьего танца отличен от великорусского.

Продолжаем сравнения.

Так же отлична и песенная казачья культура от великоросской. И манерой исполнения и говором и жизненным содержанием. В казачьих песнях война, любовь, смерть, надежда сплетены в одно, тогда как великоросские песни отражают больше крестьянский быт и жизнь.

Кстати хотелось бы отметить, что у нас в стране созданы такие фольклорные коллективы как: Кубанский народный хор и Донской казачий ансамбль и другие. Получается, эти коллективы несут сословную культуру в массы? А почему же тогда нет ансамбля песни и пляски Московского дворянства или Волжского купечества или Смоленского мещанства? Наверное, потому, что век сословного деления прошёл. Сословия ликвидировали, купечество, дворянство, мещанство и казачество в том числе. А вот казачий народ, который приписали к сословию остался. И вот сейчас это народ старается возродить свой язык (гутор и балачку), свою культуру и историю, веру православную.

Если брать казачьи сказки, то вы здесь не увидите Иванушки - дурачка, где он всё получает по щучимую велению, по его хотению, или где золотая рыбка исполняет все желания. Здесь больше повествуется о дружбе, о войне, о удаче. Я бы сказал так, что казачьи сказки более жизненно правдоподобны, нежели великоросские.

Отлично само миропонимание казака великоросса. Для казака атаман - это батька, а для великоросса главарь разбойников; для великоросса назвать мужчину мужиком - это значит похвалить его, а для казака это бранное слово, оскорбление; даже песни казаки играют, а великороссы поют.

Странная ситуация.

А вообще у нас в стране сложилась странная ситуация. По конституции Российской Федерации в главе 2, статье 26 указанно: «Каждый вправе определять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». А между тем лично мои попытки указать национальность казак при вступлении в брак и при рождении ребенка оказались безуспешны. Нет такой нации сказали мне. Как же нет, когда во Всероссийской переписи населения в 2002 году казаками по национальности себя назвали 140 тыс. человек, а в переписи 2010 года 67 тыс. человек.

Разнобой в понятие термина казак приводит недопонимание во внутренних взаимоотношениях между казаками и во внешних связях с властью. Так как у всех разные цели. У казаков народа одни, у казаков (сословия) членов казачьего общества другие. Пока правительство не поймет, что возрождать казачество как сословие в наше время невозможно, и не обратит внимание на казачий народ, до тех пор все программы и законы по казакам будут «буксовать»!!!

(Окончание следует)


P.S.

Советую заглянуть на страницу Ильи ВКонтакте. Там есть немало интересных фотографий, которые могут служить иллюстрацией к данному материалу. Например:


Кликнуть по картинке для увеличения

Фото в заголовке оттуда же.

А.Зборовский

Автор: Илия Качанов

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные | Просмотров: 456 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Илия поздравляю!
Твое исследование тянет на диссертацию. Читал с большим интересом. В нем много посылов для объединения, чтобы стать большой семьей.
Никто и ничто нас не объединит, пока сами этого сильно не захотим. Но в нашем броуновском сегодняшнем движении пока еще все хаотично.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]